Как это было

Первый человек в космосе

Мне и моим товарищам, проходившим военную службу на экспедиционных океанографических судах четвертой Тихоокеанской океанографической экспедиции, посчастливилось быть среди тех, кто участвовал в создании надежного ракетно-ядерного щита Советского государства и принимал участие в обеспечении выполнения космических программ в СССР.
12 апреля 1961 года суда ТОГЭ-4 в просторах Тихого океана, над которым пролегала часть космической орбиты корабля "Восток", обеспечивали отслеживание телеметрической информации, поступающей с борта "Востока". В то время я был начальников службы оптики и стабилизации на флагманском ЭОС "Сибирь" ТОГЭ-4. Своими воспоминаниями о событиях сорокалетней давности хочу поделиться с читателями газеты.
12 апреля 1961 года. Этот день занимает в наших сердцах особое место. С него начинается прорыв человека в космос. В 9 часов 30 минут московского времени все радиостанции Советского Союза передали срочное сообщение ТАСС, в котором говорилось: в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик, майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.
Корабль "Восток" еще бороздил космос, а телетайпы всех телеграфных агентств мира уже захлебывались потоком космических новостей. 108 минут космического рейса легендарного "Востока" потрясли мир.
Запуск первого космического корабля-спутника "Восток" на околоземную орбиту был осуществлен ракетой конструкции С. Королева с полигона, который после гагаринского старта, стал известен всему миру как "Байконур".
Полету Гагарина в корабле "Восток" предшествовала титаническая работа коллективов научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и заводов, решавших сложные технические проблемы создания ракетно-космической техники, космического корабля, необычайной аппаратуры, огромного наземного комплекса и кораблей специального назначения для обеспечения полета. Ею руководили большие энтузиасты, крупные инженеры и ученые. Среди них заметно выделялся Главный конструктор ракетно-космической техники Сергей Павлович Королев. Участвуя в работах по созданию ракетно-ядерного щита Советского государства, он мечтал о том времени, когда мощные ракеты могут быть использованы в мирных целях, в освоении космоса, полетах на Луну, Венеру, Марс, к планетам других галактик. Вопрос о том, кого отобрать в первый отряд космонавтов, представителям каких профессий отдать предпочтение, решался не сразу и не вдруг. С. Королев считал, что для первого полета в космос более всего пригоден летчик, и прежде всего летчик-истребитель. Это и есть универсальный специалист. Он и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер. А будучи кадровым военным, он обладает необходимыми морально-волевыми качествами; его отличают собранность, дисциплинированность и непреклонное стремление к достижению цели. С. Королев поначалу к кандидатам в космонавты ставил ряд ограничений по росту, весу и возрасту: до 175 сантиметров, до 70 килограммов и не старше 25-30 лет. Отбор кандидатов начался летом 1959 года. Из нескольких тысяч летчиков-истребителей после второго тура отбора осталось 102 человека. Осенью 1959 года все они прошли углубленное медицинское обследование в Москве, в авиационном госпитале. Из 102 человек после обследования остались только 20. 7 марта 1960 года их пригласил к себе главком ВВС, поздравил с успешным завершением обследования и вручил предписания в отряд космонавтов.
В отряде будущие космонавты проходили наземные тренировки. Условия космического полета моделировли на Земле. На специальных самолетах-лабораториях космонавты знакомились с совершенно необычным для человека состоянием невесомости. Большое внимание уделялось парашютной подготовке.
И все-таки никакие исследования не могли полностью ответить на главный вопрос: сможет ли человек совершить космический полет и выдержать все присущие такому полету нагрузки? Дни подготовки к первому космическому полету летели быстро. Прошли многочисленные эксперименты на Земле, состоялись пробные полеты кораблей-спутников. В космосе побывали собаки. Два последних пуска кораблей-спутников проводились по штатной программе с манекенами на борту. Результатами испытаний С. Королев был доволен. На повестке дня стоял главный вопрос - о запуске корабля с человеком на борту.
На заседании Государственной комиссии, которое состоялось 8 апреля, была обсуждена программа полета "Востока", она предусматривала: одновитковый полет вокруг Земли с посадкой в заданном районе. Цель полета - проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полете, проверить связь корабля с Землей, убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта. Комиссия рассмотрела и другие вопросы, в частности, об аварийном катапультировании космонавта на старте. На этом заседании Ю. Гагарин был утвержден основным пилотом "Востока", а Г. Титов - дублером.
Итак, после успешного старта ракеты-носителя и выхода космического корабля на расчетную орбиту полет "Востока" проходил в соответствии с программой. В просторах Тихого океана экспедиционные океанографические суда "Сибирь", "Сучан", "Сахалин" и "Чукотка" отслеживали полет "Востока". Через 25 минут после старта ракеты-носителя радисты судов услышали взволнованный голос космонавта, сообщавшего на Землю о том, что полет проходит нормально и чувство невесомости интересно. Телеметрические станции судов начали прием информации. Сигнал был устойчив. Расшифрованная на судах телеметрическая информация показала, что участок орбиты отслеживаемый судами, "Восток" прошел нормально. Космонавт чувствовал себя хорошо, бортовые системы корабля работали без сбоев, радиосвязь с космонавтом была устойчивой. Экспресс-информация по результатам телеметрических измерений сразу же была отправлена в Центр управления полетами.
Вскоре ответной радиограммой Государственная комиссия выразила благодарность всему личному составу судов за отличное обеспечение полета космического корабля "Восток"" с космонавтом на борту и разрешила судам возвратиться к месту постоянного базирования. Пролетая над Гвинейским заливом, в 10 часов 25 минут включилась и, отработав установленное полетным заданием время, выключилась тормозная двигательная установка - "Восток" сошел с расчетной орбиты и устремился к Земле. Через 10-12 секунд после выключения тормозной двигательной установки спускаемый аппарат должен был отделиться от агрегатного отсека, но отделения не произошло. Космонавт почувствовал резкий толчок, как будто космический корабль наткнулся на невидимое препятствие, корабль начал с большой скоростью вращаться вокруг своих осей. Космонавт ощущал колебания корабля, горение защитной обмазки и потрескивание. В 10 часов 35 минут отделение спускаемого аппарата произошло. Сбой в программе полета был своевременно зафиксирован кораблями телеметрического контроля, которые обеспечивали полет "Востока" над Атлантическим океаном, о чем Центр управления полетами был сразу же извещен радиограммой. Космонавт о происшедшем на орбите доложил на очередном заседании Государственной комиссии, состоявшемся 13 апреля. Нештатная ситуация, возникшая на "Востоке" во время схода с орбиты, привела к тому, что "Восток" отклонился от расчетной орбиты. Приземление космонавта произошло в Саратовской области, вместо предусмотренного района в казахской степи. Это не могло повлиять на окончательный результат полета. Космический полет Ю. Гагарина состоялся! Впервые человек находился вне Земли и благополучно вернулся на родную Землю. Всего 108 минут продолжался тот космический полет, но теоретики и практики, готовившие его, получили ответы на многие вопросы. Опыт, полученный при первом полете человека в околоземном пространстве, был успешно использован при следующих запусках пилотируемых космических кораблей. 40 лет пролетели с того исторического дня. Многие полеты космических кораблей обеспечили экипажи судов ТОГЭ-4, но тот, самый первый полет "Востока", навсегда остался в нашей памяти.

Валерий СОРОКИН, капитан I ранга в отставке.
Севастополь.

Hosted by uCoz