Эта история соединения взята с замечательного сайта г. Вилючинска, из его исторического раздела. Раздел этот обширен, и я очень рекомендую его посетить. Например, воспроизводимая здесь статья на сайте Вилючинска сопровождается фотографиями кораблей соединения, сделанными в разные годы. |
ИХ НАЗЫВАЛИ -
"ШАРИКИ" |
Люди постарше, наверное, помнят сообщение по радио и в
центральных газетах примерно такого содержания: "ТАСС уполномочен заявить:
такого-то во столько-то в Советском Союзе будут производится пуски ракет в
район акватории Тихого океана, ограниченный такими-то
координатами…" Местом базирования экспедиции стала уютная бухта, на берегу которой приютился небольшой посёлок Тарья. Летом 1959 года здесь бросили якорь корабли, непривычные из-за обилия на них антен необычной конфигурации. Это были первые корабли "звёздной" экспедиции, с которой непосредственно связанно появление в маленьком посёлке Советском, как назывался в ту пору вилючинский микрорайон Приморский, первой улицы – улицы Мира. Да, именно так был заложен нынешний центр нашего города. Строили без "времянок-землянок" - капитан 1 ранга Ю. Максюта был настойчив, и с западного побережья Камчатки перевезли разборные бревенчатые домики (сложности со стройматериалами были немалые). Была пересмотрена вся программа строительства - глава СССР Н. С. Хрущев держал рождение Вилючинска на личном контроле, и не без оснований. К концу 50-х годов с созданием носителей и
боезарядов нового поколения в "холодном противостоянии" СССР и США было
достигнуто примерное равновесие сил. Достигнуто в том числе и потому, что
"дядюшка Сэм", который живет в Соединённых Штатах, перестал быть
недосягаемым для советских ракет. Баланс сил, естественно, был зыбким и
переменчивым. Ядерный паритет двух сверхдержав сохранялся, но год от года
менялся его количественный и качественный уровень. Ракеты-носители, их
начинка год от года совершенствовалась. И вполне понятно, что должен был
наступить такой день, когда полигон для испытания ракет на дальность
полёта и точность попадания, расположенный на территории Советского Союза,
окажется слишком близко от стартовой площадки. Обычно слежение вели
измерительные пункты от места старта и далее по трассе: Гурьев - Омск -
Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Ключи (на Камчатке). Но с увеличением
дальности стрельбы до 10000 и 14000 км место падения головных частей ракет
пришлось перенести в Тихий океан.. В состав "звёздной" экспедиции вошли корабли
измерительного комплекса "Сибирь", "Сахалин",
"Спасск" (ранее – "Сучан") и "Чукотка". Командовал
экспедицией капитан 1 ранга Ю. И. Максюта. В "Акватории" корабли располагались в
"углах" прямоугольного треугольника так, чтобы расчётная точка падения
находилась на гипотенузе. Каждый из катетов имел, соответственно, 20 и 10
миль. Когда приобрели опыт, расстояние сократили более чем вдвое.
Координаты привязки определяли по звёздам при чёткой видимости линии
горизонта. Это бывает после восхода или захода солнца, всего минут 15-20.
А если непогода? А учитывая дрейф? А если "треугольник" не будет
"надёжным"? Много набиралось этих "если", но - научились определять место
падения головных частей ракет с точностью до 100 (сто!!!) метров. Для того
времени это было огромным достижением! |
Корабли экспедиции были загружены
боевой работой весьма и весьма интенсивно, возвращаясь на базу в основном
для пополнения запасов топлива, продовольствия и специальных технических
средств. Так, выйдя на боевую службу 9 января 1961 года и отработав в
океане по боевым ракетам 58 суток, корабли вернулись в базу 7 марта. А уже
через неделю, 13 марта 1961 года, согласно приказу, все четыре
корабля вновь покинули Камчатку. Уже в океане, вскрыв пакет с
приказом-заданием на поход, командование соединения поняло: предстоит
что-то необычное. Перед выходом в океан Ю. Максюту предупредили: возможны
изменения в плане работ… А затем три десятилетия насыщенной дальними
океанскими походами, напряжённой боевой работой, выполняемой только с
оценками "хорошо" и "отлично". Моряки прекрасно понимали важность своей
работы, которая, как правило, завершала труд сотен коллективов и тысяч
людей, работавших в ракетно-космической отрасли. Как небо выглядит вблизи родной земли! Уходим летом – возвращаемся зимою… Но все же любим мы родные корабли! За внешний вид антенн "Чажмы" и "Чумикана" всю
экспедицию в Приморском любовно называли "шариками". Жители Приморского
знали точно: "шарики" ушли в океан - через пару недель кого-нибудь
запустят в космос, это уж наверняка. Или - "...ТАСС уполномочено
заявить..." Говоря об их заслугах перед Родиной, достаточно привести
только статистику КИК (корабля измерительного комплекса) "Чажма": за 30
лет с 1963 по 1993 год проведено в океане 13 лет и 10 месяцев, успешно
выполнено 252 боевые задачи государственного значения, обеспечены запуск и
функционирование 42 космических объектов - из них 29 пилотируемых,
пройдено 614000 миль - это три раза от Земли до Луны! Верной приметой были
корабельные вертолеты Ка-15 (позже - Ка-25пл): за неделю до выхода в море
они каждый день усердно стрекотали над Приморским, выполняя тренировочные
полеты. Потом один из "шариков" уходил в океан. Или по два. В 1984 году в состав бригады вошёл
корабль "Маршал Неделин", специально построенный Ленинградским
адмиралтейским объединением для задач, решаемых экспедицией – белоснежный
девятипалубный красавец со впечатляющими характеристиками: водоизмещение –
23780 тонн, экипаж – 397 человек, автономность – 120 суток, район плавания
– не ограничен. В 1990 году бригада пополнилась его собратом –
кораблем "Маршал Крылов". В октябре 1994 года бригада кораблей
измерительного комплекса – кораблей-"шариков" – отработав на нужды
создания и обеспечения ракетно-космического щита Родины 35 лет, прекратила
свое существование. |
Оставшийся корабль экспедиции "Маршал
Крылов" передан Камчатской флотилии разнородных сил, имеющей
совершенно иные от его предназначения задачи. А ведь "Маршал Крылов" –
единственный, уникальный в своем роде корабль в российском Военно-Морском
флоте! На его борту нет ракетных и артиллерийских комплексов, только
антенны (в том числе и "шарик"), он предназначен для других целей –
выполнение научно-практических боевых задач государственного значения,
обеспечения вывода на орбиту и заступления на боевые дежурства средств
военно-космических сил, обеспечения связи космонавтов с Центром управления
полетами... В водах Атлантики, Индийского и Тихого океанов и десяти морей "Маршал Крылов" прошел 315 ходовых суток, оставив за кормой 70755 миль, выполнив 25 боевых работ – и все на "отлично". Осенью 1992 года корабль с честью справился со своей частью программы "Ресурс-500" международного проекта "Космический перелет: Европа – Америка", который был приурочен к международному году космоса и 500-летию открытия Америки. "Маршал Крылов" и его экипаж достойно представили Россию во время недельной стоянки корабля в американском городе Сиэтле, когда на его борту побывали тысячи и тысячи американцев. Они восхищались кораблем и выучкой экипажа. И главный его поход - еще впереди. Кружится снег над "Маршалом
Крыловым" – С. Ананьев, борт КИК "Маршал Крылов", май 1998 г. |