Эта история соединения взята с замечательного сайта г. Вилючинска, из его исторического раздела. Раздел этот обширен, и я очень рекомендую его посетить. Например, воспроизводимая здесь статья на сайте Вилючинска сопровождается фотографиями кораблей соединения, сделанными в разные годы.

 

ИХ НАЗЫВАЛИ - "ШАРИКИ"
5-я Тихоокеанская Океанографическая Экспедиция

 "Шарики" на кратком отдыхе   Люди постарше, наверное, помнят сообщение по радио и в центральных газетах примерно такого содержания: "ТАСС уполномочен заявить: такого-то во столько-то в Советском Союзе будут производится пуски ракет в район акватории Тихого океана, ограниченный такими-то координатами…"
   Самое непосредственное отношение такие сообщения имели к морякам 5-й тихоокеанской океанографической экспедиции, или "звёздной", как её ещё называли.

   Местом базирования экспедиции стала уютная бухта,  на берегу которой приютился небольшой посёлок Тарья. Летом 1959 года здесь бросили якорь корабли, непривычные из-за обилия на них антен необычной конфигурации. Это были первые корабли "звёздной" экспедиции, с которой непосредственно связанно появление в маленьком посёлке Советском, как назывался в ту пору вилючинский микрорайон Приморский, первой улицы – улицы Мира. Да, именно так был заложен нынешний центр нашего города. Строили без "времянок-землянок" - капитан 1 ранга Ю. Максюта был настойчив, и с западного побережья Камчатки перевезли разборные бревенчатые домики (сложности со стройматериалами были немалые). Была пересмотрена вся программа строительства - глава СССР Н. С. Хрущев держал рождение Вилючинска на личном контроле, и не без оснований.

   К концу 50-х годов с созданием носителей и боезарядов нового поколения в "холодном противостоянии" СССР и США было достигнуто примерное равновесие сил. Достигнуто в том числе и потому, что "дядюшка Сэм", который живет в Соединённых Штатах, перестал быть недосягаемым для советских ракет. Баланс сил, естественно, был зыбким и переменчивым. Ядерный паритет двух сверхдержав сохранялся, но год от года менялся его количественный и качественный уровень. Ракеты-носители, их начинка год от года совершенствовалась. И вполне понятно, что должен был наступить такой день, когда полигон для испытания ракет на дальность полёта и точность попадания, расположенный на территории Советского Союза, окажется слишком близко от стартовой площадки. Обычно слежение вели измерительные пункты от места старта и далее по трассе: Гурьев - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Ключи (на Камчатке). Но с увеличением дальности стрельбы до 10000 и 14000 км место падения головных частей ракет пришлось перенести в Тихий океан..
   Так оно и случилось - возник район океана под названием "Акватория". Для обеспечения необходимого контроля потребовались специальные корабли. И они появились в 1959 году после соответствующего постановления партии и правительства: сухогрузы в кратчайшие сроки переоборудовали, оснастили необходимыми комплексами.

   В состав "звёздной" экспедиции вошли корабли измерительного комплекса "Сибирь", "Сахалин", "Спасск" (ранее – "Сучан") и "Чукотка". Командовал экспедицией капитан 1 ранга Ю. И. Максюта.
   В ночь со 2-го на 3-е октября 1959 года корабли, покинув базу, взяли курс на Гавайские острова для выполнения первой боевой задачи. Она была вкратце такова: измерение траектории полёта межконтинентальной баллистической ракеты, определение координат точки падения головной части, регистрация, обработка и дешифровка поступающей телеметрической информации и так далее и так далее. Район этот и стал испытательным ракетным полигоном "Акватория". Именно его координаты назывались в сообщения ТАСС: "...будут производиться пуски ракет в район Тихого океана, ограниченный координатами..." Именно это сообщение, как правило, игнорировали заокеанские военные моряки - американские эсминцы и фрегаты постоянно следовали за кораблями ТОГЭ везде, где только могли - то вежливо, то нагло, то поздравляя командиров кораблей с днем рождения, то сообщая: "Я - такой-то, прибыл следить за вами, здравствуйте...". Базовые патрульные самолеты Р-3С "Орион"стали для наших моряков самым привычным явлением.

   В "Акватории" корабли располагались в "углах" прямоугольного треугольника так, чтобы расчётная точка падения находилась на гипотенузе. Каждый из катетов имел, соответственно, 20 и 10 миль. Когда приобрели опыт, расстояние сократили более чем вдвое. Координаты привязки определяли по звёздам при чёткой видимости линии горизонта. Это бывает после восхода или захода солнца, всего минут 15-20. А если непогода? А учитывая дрейф? А если "треугольник" не будет "надёжным"? Много набиралось этих "если", но - научились определять место падения головных частей ракет с точностью до 100 (сто!!!) метров. Для того времени это было огромным достижением!
   Из Капустина Яра и Байконура в "Акваторию" пускали свои "изделия" ОКБ Королёва, Янгеля, Челомея. Огромные расстояния ракета преодолевала за 30-40 минут. За это время морякам передавалось с точностью до долей секунд время пуска и характер полёта "изделия". Последняя ступень и головная часть обычно летят рядом и визуально выглядят по-разному. На фоне неба на высоте 30-60 километров над горизонтом вдруг вспыхивает яркая звезда. В течении 6-12 секунд она приближается, увеличиваясь в размерах в 4-6 раз. И вот - огненный шар проносится рядом на небольшой высоте и врезается в воду. Столб воды от взрыва поднимается метров на сорок. Антенны РЛС чётко отслеживают весь заключительный этап полёта головной части (не настоящей, конечно, а имитатора, набитого телеметрической аппаруторй). Для дополнительной фиксации последнего и самого важного сигнала – о подрыве имитатора "ядерного" заряда – в воздухе на полпути от корабля до точки падения бортовой станции ПРК-М работал вертолёт Ка-15. Корабли были оснащены станциями "Кама-М", "Ангара", "Кактус", радиопеленгаторами, гидрофонами, эхолотами, 48-канальными телеметрическими станциями "Трал-К", СК-2, аппаратурой засекреченной связи (ЗАС) и много еще чем.

  Корабли экспедиции были загружены боевой работой весьма и весьма интенсивно, возвращаясь на базу в основном для пополнения запасов топлива, продовольствия и специальных технических средств. Так, выйдя на боевую службу 9 января 1961 года и отработав в океане по боевым ракетам 58 суток, корабли вернулись в базу 7 марта. А уже через неделю, 13 марта 1961 года, согласно приказу, все четыре корабля вновь покинули Камчатку. Уже в океане, вскрыв пакет с приказом-заданием на поход, командование соединения поняло: предстоит что-то необычное. Перед выходом в океан Ю. Максюту предупредили: возможны изменения в плане работ…
  К назначенной точке приказано было идти полным ходом. По прибытию в неё кораблям было предложено расположиться не "кучно", как обычно, а "растянуто". И только когда корабли экспедиции заняли заданные позиции, поступила поясняющая информация: 12 апреля предстоит работа с космическим кораблём "Восток"…
  На 25-й минуте после старта Ю. А. Гагарина моряки-максютовцы приняли и немедленно передали в ЦУП первые сигналы бортовой телеметрии: "Пульс – 76, дыхание – 18". Ещё через 10 минут приступили к расшифровке всего комплекса данных, поступивших с борта "Востока". Когда после соответствующей обработки передали их в центр, в ответ получили: "Он уже на земле. Благодарим за службу!" И лишь через неделю, когда моряки вернулись на базу, они увидели со страниц лицо того, кто стал первым посланцем земли в космосе.
  Таким было начало.

  А затем три десятилетия насыщенной дальними океанскими походами, напряжённой боевой работой, выполняемой только с оценками "хорошо" и "отлично". Моряки прекрасно понимали важность своей работы, которая, как правило, завершала труд сотен коллективов и тысяч людей, работавших в ракетно-космической отрасли.
  В 1963 году экспедиция пополнилась новыми кораблями - к уже имеемым 7-тысячникам добавились "Чажма" и "Чумикан" водоизмещением 13 тыс. тонн. Согласно принятому решению из 5-й ТОГЭ было создано два соединения под единым командованием: 4-я и 5-я ТОГЭ или, как говорили максютовцы, соединение "С" и соединение "Ч" – по первым буквам названий кораблей. Впоследствии на их базе была сформирована бригада кораблей измерительного комплекса (КИК). "Чажма" и "Чумикан" всегда стояли на рейде бухты Крашенинникова и к пирсу не подходили - там швартовались только "Спасск", "Сибирь" и "Чукотка".
  Они уходили в океан по 2-3 раза в год – недолго передохнув, увидевшись с семьями – снова на боевую работу. Самоа, Фиджи, Тувалу, Гавайи – десятки тысяч трудных океанских миль… Старая добрая песня, которую до сих пор поют на встречах ветераны ТОГЭ:

…Мы позабыли, как шумят сады листвою,
Как небо выглядит вблизи родной земли!
Уходим летом – возвращаемся зимою…
Но все же любим мы родные корабли!

  За внешний вид антенн "Чажмы" и "Чумикана" всю экспедицию в Приморском любовно называли "шариками". Жители Приморского знали точно: "шарики" ушли в океан - через пару недель кого-нибудь запустят в космос, это уж наверняка. Или - "...ТАСС уполномочено заявить..." Говоря об их заслугах перед Родиной, достаточно привести только статистику КИК (корабля измерительного комплекса) "Чажма": за 30 лет с 1963 по 1993 год проведено в океане 13 лет и 10 месяцев, успешно выполнено 252 боевые задачи государственного значения, обеспечены запуск и функционирование 42 космических объектов - из них 29 пилотируемых, пройдено 614000 миль - это три раза от Земли до Луны! Верной приметой были корабельные вертолеты Ка-15 (позже - Ка-25пл): за неделю до выхода в море они каждый день усердно стрекотали над Приморским, выполняя тренировочные полеты. Потом один из "шариков" уходил в океан. Или по два.
  В 1975 году экипаж КИК "Чажма" под командованием капитана 1 ранга Краснова возвращался из района южнее Гавайских островов, когда получил неожиданное задание - обнаружить и обеспечить слежение за деятельностью непонятного плавучего объекта, размещенного американцами в точке такой-то... Несмотря на то, что экипаж уже возвращался из изнурительного похода, задача слежения была выполнена ровно настолько, насколько позволила автономность корабля. Сейчас уже ни для кого не секрет, что таинственным объектом было американское судно-платформа "Гломар Эксплорер", которое осуществляло поиск и подъем затонувшей в 1968 году подводной лодки К-129...

   В 1984 году в состав бригады вошёл корабль "Маршал Неделин", специально построенный Ленинградским адмиралтейским объединением для задач, решаемых экспедицией – белоснежный девятипалубный красавец со впечатляющими характеристиками: водоизмещение – 23780 тонн, экипаж – 397 человек, автономность – 120 суток, район плавания – не ограничен. В 1990 году бригада пополнилась его собратом – кораблем "Маршал Крылов".
   Однако время шло, и начался период вывода из состава бригады "состарившихся" кораблей". В 1991 году первой была списана "Сибирь". Последовавшие затем социально-экономические процессы в стране, распад СССР привели к существенному сокращению Военно-Морского флота, в том числе и "звездной флотилии".

   В октябре 1994 года бригада кораблей измерительного комплекса – кораблей-"шариков" – отработав на нужды создания и обеспечения ракетно-космического щита Родины 35 лет, прекратила свое существование.
   Но это еще не конец их славной истории!..

 Спускаемый аппарат "Ресурс-500"   Оставшийся корабль экспедиции "Маршал Крылов" передан Камчатской флотилии разнородных сил, имеющей совершенно иные от его предназначения задачи. А ведь "Маршал Крылов" – единственный, уникальный в своем роде корабль в российском Военно-Морском флоте! На его борту нет ракетных и артиллерийских комплексов, только антенны (в том числе и "шарик"), он предназначен для других целей – выполнение научно-практических боевых задач государственного значения, обеспечения вывода на орбиту и заступления на боевые дежурства средств военно-космических сил, обеспечения связи космонавтов с Центром управления полетами...
  Вдвойне печальна судьба "Маршала Неделина" - уйдя на ремонт в завод города Владивосток, он был выведен из боевого состава, да так там и остался, ржавеющий грустный памятник нашей непутевой перестройке.

  В водах Атлантики, Индийского и Тихого океанов и десяти морей "Маршал Крылов" прошел 315 ходовых суток, оставив за кормой 70755 миль, выполнив 25 боевых работ – и все на "отлично". Осенью 1992 года корабль с честью справился со своей частью программы "Ресурс-500" международного проекта "Космический перелет: Европа – Америка", который был приурочен к международному году космоса и 500-летию открытия Америки.

  "Маршал Крылов" и его экипаж достойно представили Россию во время недельной стоянки корабля в американском городе Сиэтле, когда на его борту побывали тысячи и тысячи американцев. Они восхищались кораблем и выучкой экипажа. И главный его поход - еще впереди.

Кружится снег над "Маршалом Крыловым" –
Красавец-КИК швартуется кормой.
Его опять встречают добрым словом –
С успехом он вернулся в порт родной!
Хвала и честь большому экипажу,
Кто с Тихим океаном был на ты,
Кто действовал по четкому приказу,
Показывая лучшие черты
Характра морского, волевого,
Способного дух в твердости держать,
Живую силу "Маршала Крылова"
На деле вновь сумея доказать!

С. Ананьев, борт КИК "Маршал Крылов", май 1998 г.

Hosted by uCoz